В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Обучение лиц с ОВЗ организуется с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, создаются специальные условия обучения как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания образовательной организацией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МУОУ ОШ № 7 г.Приволжска специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
В школе частично создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ
Сенсорная комната
Сенсорная комната – организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного напряжения и тревожности, активизации мозговой деятельности.
Сенсорная комната располагается на первом этаже школы, площадь кабинета 56 м2. Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных. Площадь всего пола выполнена мягким напольным покрытием. Здесь можно проводить специальные занятия для детей разных возрастных групп или просто использовать для релаксации.
Предметная среда сенсорной комнаты включает в себя подвесной потолок «Звездное небо», проектор « Жонглер», мерцающую занавесь, воздушно - пузырьковую колонна, фибероптическую колонну в форме фонтана, интерактивную панель « Лунная ночь», комбинированный угловой набор движущихся фигур « Золотой уголок», сухой бассейн, световой стол для рисования песком, сенсорную тропу для ног, тактильную дорожку из составных частей, большую акустическую тактильную панель, большую фибероптическую тактильную панель, пуфик кресла с гранулами, большое музыкальное кресло- подушку, трапеции с гранулами.
Кабинет логопеда
Оснащение логопедического уголка для индивидуальных занятий с детьми с нарушением речи соответствует требованиям СанПиНи и включает в себя компьютер, магнитофон, программно-методический комплекс, дидактические, развивающие, речевые, логические игры, логопедический стол с зеркалом, зеркала персональные, шпатели, зонды, стерилизаторы, индивидуальные коррекционные карточки, мозаика, конструктор, кубики, пирамидки, массажные мячики, альбом обследования звукопроизношения, наборы пособий по диагностике и др.
|
Назначение |
Площадь |
Функциональное |
Кабинет технологии (м) |
67,5 |
Навыки обработки древесины, работа, инструментами, техническими материалами |
|
Кабинет технологии (д) |
50,6 |
Практические навыки работы по кулинарии, навыки конструирования, творческие проекты |
|
Библиотека |
49 |
Проведение библиотечных уроков, массовые мероприятия, книжные выставки, литературные чтения, выход обучающихся в Интернет |
|
25 |
Компьютерный класс |
51,5 |
Проведение учебных занятий по информатике, дополнительным образовательным программам, консультаций |
33 |
Кабинет физики |
65 |
Проведение лабораторных работ, практикумов, демонстрационных экспериментов |
Спортзал |
169,4 |
Проведение занятий по физкультуре, тренировок, занятий по различным видам спорта |
|
35 |
Кабинет химии |
67,8 |
Проведение химических опытов, экспериментальная работа по химии, экологии, подтверждение результатов теоретических исследований |
Сенсорная комната |
49,2 |
Проведение специальных занятий для детей разных возрастных групп, тренингов. |
|
Кабинет логопеда |
Проведение коррекционных занятий |
Школьная библиотека расположена на первом этаже здания школы. Она занимает помещение площадью 49 м2. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря. Имеется выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Доступак объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,с нарушениями умственного развития – доступк объектам спорта не ограничен. |
||
Объекты спорта |
М2 |
Описание (оборудование) |
Физкультурный зал |
169,4 |
В зале проводятся физкультурные занятия. Также в зале проходят спортивные праздники и развлечения. Для физкультурных занятий с детьми имеется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки и скамейки, гимнастические снаряды, спортивные маты ,спортивные тренажёры, скакалки, волейбольные, баскетбольные, футбольные мячи и др. Весь инвентарь поддерживается в хорошем рабочем состоянии. |
Игровая спортивная площадка |
2300 |
Используется для занятий физической культурой, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице. В состав площадки входят беговая дорожка, сектор для прыжков, волейбольная площадка, спортивный комплекс, футбольное поле, площадка для пляжного волейбола. |
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются кабинеты, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер и иными средствами для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
Для детей с нарушениями речи функционирует логопедический кабинет. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех университетских мероприятиях, направленных на развитие нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ВОО созданы специальные условия для обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Школаоборудована вспомогательными средствами: при входе в школу имеется пандус; расширены дверные проемы при входе в школу; слева от входной двери расположена вывеска со шрифтом Брайля , звонок для вызова сотрудникашколы;1 этаж оборудован тактильной табличкой ( мнемосхемой) с шрифтом брайля, имеется доступ к учебным кабинетам на первом этаже. Так жена 1 этаже располагается сенсорная комната и кабинет логопеда. Около школы оборудовано место для парковки автомобилей.
В образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1)оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательствомв сфере охраны здоровья;
2)организацию питания обучающихся;
3)определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4)пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5)организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6)прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7)профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8)обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Учреждении;
9)профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении;
10)проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Столовая |
В школе имеется специально оборудованная столовая, в которой осуществляется горячее питание школьников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, работают квалифицированные сотрудники. |
Медицинский кабинет |
В медицинском кабинете имеется необходимый перечень мебели, оборудования и медикаментов для оказания доврачебной помощи. Помещение приспособлено для инвалидов и лиц с ОВЗ. |
В образовательной организации созданы необходимые условия для предоставления качественных образовательных услуг и обеспечения управления образовательным процессом на основе информационных технологий, в том числе:
1. Школа подключена к сети Internet.
2. Выход в Интернет имеется на 60% персональных компьютеров школы.
3. Используется лицензионное программное обеспечение.
5. Имеется школьный сайт, в т.ч. версия официального сайта для слабовидящих.
6. Имеются две внутришкольные локальные сети, в которые объединены все компьютеры школы.
7. В школе ведется видеонаблюдение.
8. В постоянном режиме функционирует компьютерный класс на 15 компьютеров.
9. Организованы учебные занятия по информатике для обучающихся в рамках учебного плана.
10. Имеется мобильный класс.(30 ноутбуков)
Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.
В образовательном учреждении внедренаи функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации не образовательного характера. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым учащиеся имеют неограниченный доступ: Федеральный портал «Российское образование», Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ,Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
ссылка http://fcior.edu.ru/
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.
Общежитие и интернат не предусмотрены
Общежитие и интернат не предусмотрены