Общая информация
Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Обучение лиц с ОВЗ организуется с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, создаются специальные условия обучения как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания образовательной организацией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ.

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В МУОУ ОШ № 7 г.Приволжска специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).

В школе частично создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ

Сенсорная комната

Сенсорная комната – организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного напряжения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

Сенсорная комната располагается на первом этаже школы, площадь кабинета 56 м2. Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных. Площадь всего пола выполнена мягким напольным покрытием. Здесь можно проводить специальные занятия для детей разных возрастных групп или просто использовать для релаксации.

Предметная среда сенсорной комнаты включает в себя подвесной потолок «Звездное небо», проектор « Жонглер», мерцающую занавесь, воздушно - пузырьковую колонна, фибероптическую колонну в форме фонтана, интерактивную панель « Лунная ночь», комбинированный угловой набор движущихся фигур « Золотой уголок», сухой бассейн, световой стол для рисования песком, сенсорную тропу для ног, тактильную дорожку из составных частей, большую акустическую тактильную панель, большую фибероптическую тактильную панель, пуфик кресла с гранулами, большое музыкальное кресло- подушку, трапеции с гранулами.

сенсорная сенсорная

 

Кабинет логопеда

Оснащение логопедического уголка для индивидуальных занятий с детьми с нарушением речи соответствует требованиям СанПиНи и включает в себя компьютер, магнитофон, программно-методический комплекс, дидактические, развивающие, речевые, логические игры, логопедический стол с зеркалом, зеркала персональные, шпатели, зонды, стерилизаторы, индивидуальные коррекционные карточки, мозаика, конструктор, кубики, пирамидки, массажные мячики, альбом обследования звукопроизношения, наборы пособий по диагностике и др.

Кабинет логопеда

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.



каби-нет

Назначение

Площадь
объекта, кв.м.

Функциональное
использование *

 

Кабинет технологии (м)

67,5

Навыки обработки древесины, работа, инструментами, техническими материалами

 

Кабинет технологии (д)

50,6

Практические навыки работы по кулинарии, навыки конструирования, творческие проекты

 

Библиотека

49

Проведение библиотечных уроков, массовые мероприятия, книжные выставки, литературные чтения, выход обучающихся в Интернет

25

Компьютерный класс

51,5

Проведение учебных занятий по информатике, дополнительным образовательным программам, консультаций

33

Кабинет физики

65

Проведение лабораторных работ, практикумов, демонстрационных экспериментов

 

Спортзал

169,4

Проведение занятий по физкультуре, тренировок, занятий по различным видам спорта

35

Кабинет химии

67,8

Проведение химических опытов, экспериментальная работа по химии, экологии, подтверждение результатов теоретических исследований

 

Сенсорная комната

49,2

Проведение специальных занятий для детей разных возрастных групп, тренингов.

       
       
 

Кабинет логопеда

 

Проведение коррекционных занятий

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школьная библиотека расположена на первом этаже здания школы. Она занимает помещение площадью 49 м2. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря. Имеется выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступак объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,с нарушениями умственного развития – доступк объектам спорта не ограничен.

Объекты спорта

М2

Описание (оборудование)

Физкультурный зал

169,4

В зале проводятся физкультурные занятия.

Также в зале проходят спортивные праздники и развлечения.

Для физкультурных занятий с детьми имеется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки и скамейки, гимнастические снаряды, спортивные маты ,спортивные тренажёры, скакалки, волейбольные, баскетбольные, футбольные мячи и др.

Весь инвентарь поддерживается в хорошем рабочем состоянии.

Игровая спортивная площадка

2300

Используется для занятий физической культурой, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице.

В состав площадки входят беговая дорожка, сектор для прыжков, волейбольная площадка, спортивный комплекс, футбольное поле, площадка для пляжного волейбола.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются кабинеты, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер и иными средствами для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.

Для детей с нарушениями речи функционирует логопедический кабинет. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.

Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех университетских мероприятиях, направленных на развитие нравственного, эстетического и патриотического воспитания.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ВОО созданы специальные условия для обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Школаоборудована вспомогательными средствами: при входе в школу имеется пандус; расширены дверные проемы при входе в школу; слева от входной двери расположена вывеска со шрифтом Брайля , звонок для вызова сотрудникашколы;1 этаж оборудован тактильной табличкой ( мнемосхемой) с шрифтом брайля, имеется доступ к учебным кабинетам на первом этаже. Так жена 1 этаже располагается сенсорная комната и кабинет логопеда. Около школы оборудовано место для парковки автомобилей.

Крыльцо Крыльцо Кнопка вызова Мнемосхема

Специальные условия питания

В образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов.

Специальные условия охраны здоровья

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1)оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательствомв сфере охраны здоровья;
2)организацию питания обучающихся;
3)определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4)пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5)организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6)прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7)профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8)обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Учреждении;
9)профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении;
10)проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Столовая

В школе имеется специально оборудованная столовая, в которой осуществляется горячее питание школьников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, работают квалифицированные сотрудники.

Медицинский кабинет

В медицинском кабинете имеется необходимый перечень мебели, оборудования и медикаментов для оказания доврачебной помощи. Помещение приспособлено для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации созданы необходимые условия для предоставления качественных образовательных услуг и обеспечения управления образовательным процессом на основе информационных технологий, в том числе:
1. Школа подключена к сети Internet.

2. Выход в Интернет имеется на 60% персональных компьютеров школы.

3. Используется лицензионное программное обеспечение.

5. Имеется школьный сайт, в т.ч. версия официального сайта для слабовидящих.

6. Имеются две внутришкольные локальные сети, в которые объединены все компьютеры школы.

7. В школе ведется видеонаблюдение.

8. В постоянном режиме функционирует компьютерный класс на 15 компьютеров.

9. Организованы учебные занятия по информатике для обучающихся в рамках учебного плана.

10. Имеется мобильный класс.(30 ноутбуков)
Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы.
В образовательном учреждении внедренаи функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.

В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации не образовательного характера. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым учащиеся имеют неограниченный доступ: Федеральный портал «Российское образование», Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ,Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

ссылка http://fcior.edu.ru/

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат не предусмотрены

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат не предусмотрены

Презентация Доступная среда и психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МКОУ ОШ № 7 г. Приволжска

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: